Мои уроки. Мои разработки


Урок русского языка в 5-А классе
«Группы слов по значению. Антонимы»

Цели:

Обучающая: формировать предметне компетентности:
·        коммуникативно-языковую – совершенствовать умение высказывать собственные мысли о роли антонимов в языке и литературе; умение подбирать антонимы к словам, использовать их в связной речи;
·        собственно - читательскую – способствовать развитию навыков определения целей использования синонимов и антонимов в тексте;
·        лингвистическую – умение правильно писать слова и рас ставлять знаки препинания;
·        стилистическую – умение анализировать языковой материал;
·        интеллектуальную – умение работать в условиях поиска, анализа, исследования;
·        креативную – умение решать обучающие задания творчески.

Развивающая: развивать ключевые компетентности:
·        социальную – развивать диалогическую и монологическую речь учеников, навыки высказывать собственные мысли четко и последовательно;
·        информационно-познавательную – совершенствовать навыки самостоятельного получения новых знаний;
·        самообразования и саморазвития – способствовать развитию навыков самостоятельной работы с разными источниками информации; развивать поисковую деятельность школьников;
·        здоровьесберегающая – развивать навыки бережного отношения к собственному здоровью.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к слову, книге, человеку.

Цели урока:
Ученики должны знать:
ü  определение понятия антонимы;
ü  определение понятия синонимы;
ü  определение понятия однозначные и многозначные слова;

Ученики должны уметь:
ü  находить в тексте антонимы и синонимы;
ü  подбирать антонимы к данным словам;
ü  пользоваться словарем антонимов;
ü  определять цель использования антонимов в тексте;
ü  использовать антонимы в своей речи для создания контраста;
ü  находить в словах проверяемые согласные в корне слова, безударные гласные в корне слова;
ü  расставлять знаки препинания между частями сложного предложения (запятую), при однородных членах предложения;
ü  определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие).

Ученики должны понимать:
ü  роль антонимов в языке и в художественном произведении.

Тип урока: комбинированный (урок усвоения знаний, умений и навыков, творческое применение их на практике в нестандартных условиях).

Межпредметные связи: литература.

Внутрипредметные связи: орфография, синтаксис, пунктуация.
Оборудование:
1.      Мультимедийная доска.
2.      Презентация с использованием работ учащихся.
3.      Учебник.
4.      Словарь.
5.      Сигнальные карточки.
6.      Дидактические карточки.

Методы, формы и приемы работы:
·        методы: беседа, работа с книгой, использование дифференцированных заданий, выполнение упражнений, заполнение таблицы, написание сочинений, частично-поисковые, репродуктивные, создание ситуации заинтересованности, блиц-опрос.
·        приемы: эпиграф, выразительное чтение по ролям, формулировка ожидаемых результатов.
·        формы работы: коллективная, индивидуальная.

Эпиграф:
«Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие» (Л.Леонов)

Ход урока:
I.                    Ориентация, мотивация деятельности учащихся.
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по стране Лексикология. На прошлом уроке мы гостили у жителей города Синонимов. Чтобы определить название следующего города, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие».
По какому принципу писатель Леонид Леонов объединяет слова в пары? Правильно, противопоставляя их лексические значения.
Поэтому мы с вами отправляемся в город Антонимов.

II.                 Целеполагание.
1.      Сообщение темы, цели и задач урока.
Слово учителя.
Тема нашего урока – «Антонимы». Какие цели и задачи мы можем поставить перед собой, отправляясь в путешествие?
·        Вспомнить, что мы уже знаем об антонимах.
·        Углубить и расширить знания по данной теме.
·        Определить роль антонимов в языке и литературе.
·        Совершенствовать умение подбирать антонимы к словам.
·        Учиться определять цель использования синонимов и антонимов в тексте.
·        Научиться использовать антонимы в речи для создания контраста.
·        Воспитывать эстетический вкус, прививать любовь к родному слову, книге, бережное отношение к человеку.

2.      Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Известно, что белое особенно отчетливо воспринимается на черном фоне, выстрел громче звучит в тишине, огонек заметнее темной ночью. Гулливер кажется могучим великаном рядом с лиллипутами, но в стране великанов сам становится карликом.  
Резко противопоставленные явления и понятия воспринимаются более остро, чем неконтрастные. Это свойство психики человека обычно учитывается в музыке, живописи, литературе. Чтобы бать грамотными читателями, мы должны знать, какую  роль играют антонимы  в создании художественного образа. 
Выполнение ряда конкурсных заданий («Русский медвежонок», «Лукоморье») предусматривает использование знаний по теме «Антонимы». Качественно усвоив материал сегодняшнего урока, вы успешно справитесь с контрольной работой по теме «Лексикология».

3.      Определение ожидаемых результатов.
ü  Расширить знания об антонимах.
ü  Научиться подбирать антонимы.
ü  Уяснить роль антонимов как художественного средства.
ü  Познакомиться с приемами использования антонимов в литературе.
ü  Уяснить для себя необходимость использования антонимов в собственной речи.

III.               Целереализация.
1.      Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Слово учителя.
Отправляясь в путешествие, давайте проверим, какой багаж знаний мы уже готовы взять с собой в дорогу.
А) Блиц-опрос. Закончите предложения, которые начинает учитель.
1.      Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, называется….(лексикология).
2.      Основной смысл слова (его содержание) – это …(лексическое значение).
3.      Имя существительное обозначает…(предмет).
4.      Имя прилагательное отвечает на вопросы….(какой? какая? какое? какие?)
5.      Глагол отвечает на вопросы …(что делать? что сделать?)
6.      Наречие обозначает….(признак действия)
7.      Слова, имеющие два и больше лексических значений, называются…(многозначными).
8.      В толковом словаре в одной словарной статье под разными цифрами приводится … (лексическое значение многозначного слова).
9.      Вторичное значение слова, образное, связанное с прямым значением, называется… (переносным).
10. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению, называются… (синонимами).
Б) Проверка выполнения домашнего задания (упражнение 237).
- Какие синонимы вы подобрали к словам?
Ходили (Расхаживали)
Переселялись (Слетались)
Сообщил (Рассказал)
Увидел (Разглядел)
Вышла из берегов (Разлилась)
- Как изменился стиль текста после того, как вы подобрали к словам синонимы? (стиль стал разговорным).

2.      Изучение нового материала, его восприятие, осознание и осмысление.
Учащиеся сдают тетради № 1, в тетрадях № 2 оформляют работу.
Беседа
ü  Почему в слове «антонимы» в начале слова пишем «а», и после «н» - «и»? (слайд «Историческая справка»).
ü  Где и когда вы встречались с понятием «антонимы»? (слайд «Определение, изученное раньше»)
Работа с учебником
ü  Прочитать теоретический материал по учебнику (с. 140). Что нового вы узнали из прочитанного?  (слайд «Пары антонимов»).
ü  Где используется выразительность антонимов? (примеры использования антонимов в литературе приводят учащиеся, получившие опережающее задание).

3.      Первичное применение полученных знаний (пробные упражнения).
Выборочное письмо
ü  Из предлагаемых текстов выписать антонимы, определить, к какой части речи они относятся, подчеркнуть в словах изученные орфограммы (слайд «Загадка от Тани Стайловской»).
Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой…
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять. (Ветер)
Ученики выписывают слова-антонимы, один ученик работает у доски, комментируя написание изученных орфограмм и определяя части речи.
Холод (сущ.) – зной (сущ.),
добрый (прилаг.) – злой (прилаг.),
умчится (глаг.) – примчится (глаг.).

4.      Применение навыков и умений на готовом материале в стандартных условиях (упражнения по образцу с инструкцией).

ü  Работа с учебником.
Упражнение 241. Выполняется устно с использованием сигнальных карточек.
Определить, какие из данных в парах слов являются синонимами, а какие – антонимами (слайд антонимы – красная карточка, синонимы - синяя).
Горячий-холодный (красная)
Разговорчивый-молчаливый (красная)
Горячий-жаркий (синяя)
Труд-работа (синяя)
Рыдать-смеяться (красная)
Друг-враг (красная)
Друг-приятель (синяя)
Хороший-плохой (красная)
Умолять-просить (синяя)
ü  Восстанови пословицы.
Вставить вместо точек антонимы. Определить их синтаксическую роль, устно объяснить постановку знаков препинания. (Задание на слайде)
1.      Где умному горе, там … веселье.
2.      Корень учения горек, да плод его …
3.      За ученого трех … дают.
4.      Труд кормит, а … портит.
Слова для справок: сладок, неученых, лень, глупому.
Учащиеся проверяют правильность выполнения работы по слайду и комментируют свой выбор.

5.      Физкультпауза
Ручки, детки, отложили
И размяться поспешили.
Вы сидеть уже устали,
По команде дружно встали.
Ручки вверх скорей подняли,
Потянулись, постояли.
Опустили ручки вниз.
Говорю я вам: «Садись».
Спинку к спинке прислонили,
Ровно сели; а сейчас –
Наш послушайте рассказ.

6.      Применение обобщающих умений в нестандартных ситуациях (творческие работы).
ü  Слушание-понимание текста.
Слово учителя.
Прослушать текст и выписать в черновики имена прилагательные, которые сочетаются с существительными «хлеб», «отношения».
(Ранее подготовленные ученики рассказывают наизусть текст «Диалог Копченого и Моченого»).  

Встретились Копченый с Моченым, разговорились.
- Ну, как там наш Свежий? Опять чего-то с Черствым не поделил?
- Да, Свежий Черствому не товарищ. Черствый считает, что Свежий у него отбивает хлеб…Между прочим, Теплый сначала поддерживал Свежего. Пока речь шла о хлебе.
- Теплый в любом хлебном деле на стороне Свежего, хотя и отдает Черствому должное за его многолетний опыт.
- Зато потом, когда подняли вопрос об атмосфере в коллективе, Теплый вдруг обрушился на Свежего, обвинил его в том, что он охлаждает теплоту наших отношений. «Я синоним Свежего, - сказал Теплый,  - пока дело идет о насущном хлебе. Но в отношении атмосферы – пусть он меня простит: тут я его антоним».
- Не поймешь этого Теплого: то он синоним, то антоним.
- Но самое интересное: когда речь зашла об атмосфере в коллективе, Свежего поддержал знаешь кто? Черствый!
- Он же был против него?
- Это пока речь шла о хлебе. А когда речь зашла об атмосфере, об отношении к товарищам… В этом отношении, между нами говоря, Черствый – синоним Холодного, а Холодный, между нами говоря, синоним Прохладного…
- А Прохладный – синоним Свежего?... Ну и обстановка в нашем коллективе! Никогда не знаешь, кто тебе синоним, а кто антоним…

(По Ф. Кривину)

Слово учителя
- Почему Копченый и Моченый попали в затруднительное положение?
- Какие вы выписали прилагательные?
Учащиеся называют прилагательные (свежий, черствый, теплый, холодный, прохладный).
ü  Задание по вариантам
1 вариант. Составить словосочетание «прилагательное + существительное «хлеб», выбрав из списка подходящие слова.
2 вариант. Составить словосочетание «прилагательное + существительное «отношения», выбрав из списка подходящие слова.

Слово учителя
- В каком сочетании прилагательные употребляются в переносном значении? (теплые отношения, холодные отношения, прохладные отношения).
ü  Творческие работы выполняются по уровням с использованием дидактических карточек.  
Средний уровень
Задание 1. С какими из перечисленных имен прилагательных сочетается слово «хлеб»?
Прилагательные: свежий, черствый, теплый, холодный, прохладный.
Запиши антонимические пары.
Задание 2. Спиши, заменив в каждой паре синоним антонимом, а антоним – синонимом.
Грусть – тоска, мрак-темнота, близко - рядом, работать – трудиться, холод – жара.
Достаточный уровень
Задание. Заполни таблицу, подобрав синонимы и антонимы к прилагательным. Составь предложения с двумя из предложенных словосочетаний.
Словосочетание
Синоним
Антоним
Свежий хлеб


Теплый воздух


Свежий воздух


Теплые отношения


Черствое сердце



Высокий уровень
Составь текст (4-5 предложений), объединенных темой «Я и мои одноклассники», используя синонимы и антонимы.
Зачитывается одно-два сочинения, остальные работы учитель оценивает во время проверки тетрадей.

7.      Самостоятельная работа: творческое применение знаний, умений и навыков, проверка результатов работы.
Тесты
1.      Укажите неправильное утверждение:
А). Антонимы – это слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению.
Б). Антонимы – это слова одной части речи.
2.      Выразительность каких из перечисленных пословиц достигается с помощью антонимов?
А). Молчание гнев гасит.
Б). Ходил за делом – пришел с бездельем.
3.      Укажите антонимическую пару:
А). Друг – враг.
Б). Умолять – просить.
4.      Укажите антоним к слову «свежий», которое сочетается со словом «газета»:
А). Чистый.
Б). Старый.
5.      Укажите названия произведений, в которых использованы антонимы:
А). «Белый гусь».
Б). «Что такое хорошо и что такое плохо?».
6.      Укажите антоним к слову «трудолюбивый»:
А). Деятельный.
Б). Ленивый.

Учащиеся обмениваются тетрадями, производится взаимопроверка работ.

IV.              Рефлексивно-оценивающий.
1.      Подведение итогов урока.
Слово учителя
- Оправдались ли ваши ожидания?
- Что вы узнали нового?
- Где вы сможете применить эти знания?
2.      Рефлексия.
Устно закончить предложения:
На уроке я
узнал…
понял…
научился…
Наибольшие трудности я ощутил…
На уроке мне было…

3.      Информирование о домашнем задании.
С. 140 (выучить правило)
Средний уровень: упр. 245, выполнить в соответствии с заданием.

Достаточный уровень: упр. 246, подобрать три пословицы и две загадки на русском языке с антонимами.

Высокий уровень: упр. 243, написать сочинение по рисункам, используя антонимы.

4.      Ценение и оценивание.
Комментированное выставление оценок. Ценение работы учащихся.

Слово учителя
Наше путешествие в страну Лексикология не закончилось. Я желаю вам успешного выполнения домашнего задания и новых творческих открытий.



Комментариев нет:

Отправить комментарий